реакция на критику

Как правильно реагировать на критику?

Многие люди не умеют правильно реагировать на критику. Их основными ошибками являются:

—  ответная агрессия;
—  оправдания;
— молчание.

И лишь 5-10% человек в состоянии правильно ответить на критику.

Чтобы научиться правильно реагировать на критику, нужно уметь определять ее тип. К основным типам критики можно отнести:

Конструктивную (достаточно извиниться и однократно признать свою вину).

Частично конструктивную. Как правило, это выражение субъективного мнения оппонента. На него можно отреагировать тремя способами: признать справедливой ту часть, с которой вы сами согласны, попытаться перевести критикуемое качество в достоинство, а можно просто признать за оппонентом право на его личное мнение, но сделать все по-своему, если вы вообще не согласны с его критикой.

Неконструктивную (тут необходимо выяснить причину критики, разрешить ее и закрыть ситуацию).

При ответе на критику необходимо быть спокойным, доброжелательным и заинтересованным. Нельзя ехидничать, раздражаться или проявлять агрессию, так как это может все испортить. Отвечать желательно предельно короткими фразами длиной не более пяти слов. Краткость не даст оппоненту повода найти новую зацепку для продолжения критики. Если вам задают провокационные риторические вопросы, не стоит удостаивать их ответом, так как ответа на них быть не может. Перед ответом необходимо дать себе время на раздумье, чтобы дать максимально разумный ответ.

Во время общения желательно улыбаться, чтобы не повышать уровень агрессии. При ответе на критику желательно оперировать частными, а не общими фразами. В ответ на отрицательные части критики предоставляйте факты. Определенная доля иронии, а также самоиронии позволит разрядить обстановку и сменить собственное негативное отношение к оппоненту. Крайним методом реагирования на критику является игнорирование, но он чреват тем, что оппонент может начать проявлять еще большую агрессию.

Часто критика является результатом недосказанности, т. е. оппонент критикует то, что не полностью ясно для него. Если попытаться прояснить ему детали критикуемой ситуации, то, возможно, оппонент переменит свою точку зрения. Желательно демонстрировать свой позитивный настрой оппоненту, чтобы он перестал обижаться и злиться, если именно это лежит в основе его критики.